25.08.2010 в 15:31
Пишет Arlie:Размышлительное
Про секты, партии, школы и прочее.
В виду специфических увлечений, я довольно часто сталкивалась с различными группами людей, смысл общения которых сводился к личностному росту, развитию способностей (в том числе незадокументированных оф. медициной). Это были самые разные группы - от занятий в худ. кружке до партии воинов им. К. Кастанеды. С некоторыми у меня сложились долгие и счастливые отношения, а некоторые вызывали резкий негатив и желание свалить оттуда как можно быстрее.
Я размышляла некоторое время, на тему того, как отличить "здоровую" группу, участие в которой принесет пользу и развитие, от "нездоровой", где вместо пользы сплошной вред и остановка.читать дальше
1. Лидер.
В любой группе людей есть лидер, тем более в группе людей, имеющих цель. Это не хорошо и не плохо, это особенность человеческой психики: чтобы система работала, нужны конкретные люди несущие ответственность и бремя выбора. Практически любая группа подобного толка собирается вокруг харизматичного практика.
Это важно, то есть лидером такой группы должен быть человек, который хорошо ориентируется в теоретической базе направления ( например, умеет отличить падающую тень от собственной и дона Хуана от дона Хенаро), и иметь определенные успехи на практике (лошадь, которую он нарисовал, не спутаешь с яблоком, его ОСы жжужат чаще и продолжительней, чем у других).
Внимание следует обращать тогда, когда присутствуют следующие признаки нездоровья:
а) Расхождение теории с практикой, либо отсутствие практики, как таковой. Ни у кого никогда не получается выполнить все идеально, поэтому на практике все всегда будет хуже и грубее, чем в теории. Но тут речь о кардинальных расхождениях, например, когда лидер постулируется, как беленькая пусенька, всех любящая, но периодически устраивается травля несогласных. Долгие разговоры о том, как правильно писать картины, в какой день недели и лунного месяца, чаще всего обозначают, что автор не тратит энергию на такие мелочи, как собственно написание самих картин.
б) Чрезмерное восхваление и идеализация лидера.
Если лидер постулируется как знающий и умеющий человек, которому нравится передавать знания менее опытным, то это нормальная и хорошая ситуация. Но если он постулируется как ващевсенасветезнающий, чистой воды алмаз непогрешимый, который снизошел до вас, чтобы поделится своей истиной истиной – это явный признак нездоровья. Сюда же относятся любые проявления фанатизма на счет лидера – он сказал, значит правильно; он лидер – значит ему можно нарушать принципы существования группы; и тому подобное.
Чем вам это может навредить:
а) Если вы очень привязаны к лидеру, то запросто получите тяжелую травму, когда окажется, что он не такой замечательный, как вам говорили. Ни к какому личностному росту в группе такая ситуация не приведет, то есть смысл вашего существования в ней будет = 0.
А у теоретика хорошо получать готовые знания, но научить вас, собственно, рисованию он не сможет. Заодно может заразить ощущением, что говорение о рисовании и есть самое важное, а это, конечно, не так.
Б) Абсолютизация и поклонение одному человеку никогда еще никого к хорошему не приводили. Этот признак говорит о том, что перед вами неадекватный человек, который считает свое знание синонимом непогрешимости. А это нифига не синонимы, и даже не взаимосвязанные вещи.
Такой человек у руля группы опасен тем, что будет видеть не вас и ваши реальные проблемы, а себя и свои глюки в вас (проекция в психологии). И решаться, соответственно, будет не ваше насущное, а его иллюзорное. Это опасно еще и тем, что если ваше насущное не будет соответствовать его иллюзорному, что в вас будет правдами и неправдами вколачиваться мысль, что у вас болит именно иллюзорное. А если упорно искать, в каком месте болит здоровая нога – она обязательно заболит.
2. Группа
Признаки нездоровья:
А) Закрытая иерархия. Вообще говоря, некая иерархия в группе – это хорошо. Сразу понимаешь, куда тебе расти и что делать, и на каком уровне ты реально сейчас находишься. На это направлены различные отличительные признаки в школах боевых искусств – цвет пояса, дан и тп.
Задуматься стоит, когда иерархия закрыта для роста. То есть, если в вашем личностном росте есть потолок, критерии преодоления которого не ясны. Пример – ты никогда не будешь рисовать так прекрасно, как кто-то из группы потому, что ты просто вот такой. Или – ты никогда не станешь таким великим воином как я, потому, что у тебя не хватает светимости и безупречности (И никада не хватит, даже не надейся).
Б) Манипуляторство и запреты.
Если в группе практикуются запреты без должной аргументации, то это повод задуматься об истинных целях этой группы. Обычно цель такого – это манипуляторство, то есть управление человеком в обход его сознания, что само по себе уже признак нездоровья. Под эту категорию попадают любые чрезмерно эмоциональные запреты, особенно направленные на базовые потребности : Мы не говорим о сексе, это грязно! Мы не едим мясо, это отвратительно! И тому подобное.
Сюда же относится отрицание «низменного» и «материального» и противопоставление его «высокому» и «духовному». Чаще всего это означает банальное не понимание объективных законов действия человеческой психики, а также вынесение моральной оценки им. (Пример: мне все равно, что в юности повышена сексуальная активность, пусть все равно не говорят и не думают о грязном сексе!)
В) Количество человек в одной группе
Оптимальное количество человек, которые способны куда-то вместе развиваться это от 7 до 15. Максимум, который может быть – это 20. Если у вас в группе больше 20 человек, либо происходит постоянная текучка, это повод задуматься над тем, почему это происходит и зачем это нужно.
Сюда же можно отнести «виртуальных учеников». То есть тех, с кем приятно потрындеть в аське о собственной крутости и глубинном понимании мироздания, но при возникновении проблем у которых, гуру ответственности нести не будет (сложно по интернету человека вынуть из петли, знаете ли).
Чем опасно:
А) Отсутствие четкого критерия роста опасно тем, что человек может в это поверить и опустить руки. Когда ты понимаешь, что в тебе не дает продвинуться дальше, и когда ты представляешь, как это перешагнуть – обычно это дается сложно и с трудом, но за то результат бывает выше всяких ожиданий.
Когда нормой становится внушение кому-то, что неправилен он сам вообще весь, и его уже ничто не исправит, как он не бейся, тогда это повод задуматься над адекватностью группы реальному миру.
Б) Действительно, в серьезном процессе роста изменению подвергаются практически все пласты личности человека, в том числе и его пищевые и интимные привычки. Но это – очень нежное и ранимое место, чтобы стричь всех под одну гребенку. Вы сами должны понимать, зачем вы отказываетесь от чего-то, что принесет это лично вам, кроме одобрения группы.
Вообще спекуляции на эту тему – обычно попытка вызвать чувство вины ( ведь мясо такое вкусное, а секс так приятен, что сложно бывает удержаться), а я не знаю лучшего чувства для разрушения личности.
Чем плоха моральная оценка – эти законы просто есть в человеке, они не хороши и не плохи, часто они имеют под собой конкретные эволюционные и физиологические обоснования (Эволюционно, чем моложе организм, тем более здоровое потомство он даст, физиологически, это связано с бурным ростом и изменениями в гормональном фоне).
В) . Большое количество народу не в состоянии адекватно освоить и проработать знания, особенно, если они касаются глубокого пласта личности. Либо знания будут усвоены поверхностно, либо не будут усвоены вообще. Постоянная текучка говорит о неустойчивости группы, и опять же ведет к низкой эффективности и уровню доверия. Захотите ли вы рассказывать первому встречному о травме, полученной в детстве, или делиться тем, что вам снится, особенно, если вы не знаете, как человек среагирует?
Опасность «виртуальных» школ в том, что вы не можете проверить, кто там на самом деле по ту сторону монитора. И даже если вы уверены, что ваш гуру – самый правильный, и вы ему-таки доверитесь, не факт, что возникающие у вас проблемы будут восприняты адекватно и вовремя решены.
3) Знания
Признаки нездоровья:
А) Непрозрачность источника мудрости, а также чрезмерное количество этих источников.
Если единственный светочь знаний – это ваш лидер, то это дает много поводов для спекуляций. Если вы не можете проверить первоисточник, то извращать его можно как угодно. (Православный Фрейд, космические коммунисты им. Божьей матери и тому подобные вещи – пример этого).
Если вам предлагают одновременно освоить руны, таро, астрологию, йогу и соционику, утверждая, что «все системы говорят об одном и том же, но разными словами», апасайтесь.
Чем опасно:
А) Непрозрачность системы знаний обычно является поводом к закрытой иерархии. Если это группа, которая существует вместе длительное время, а не короткий семинар, на котором нет времени для изучения теории, то обязательно работа должна включать в себя изучение базовой теории. При этом база должна быть адекватна потребностям и целям группы.
Работа в одном русле означает глубокую проработку и понимание принципов этого русла. Если вам предлагают смешать все вместе и употребить, от такого коктейля может быть несварение. И обычно является признаком поверхностного понимания сути вещей.
Например, если в психотерапевтической группе рекомендуют опираться на, скажем, древнеиндийские «Законы Ману» то стоит задуматься. Широкий взгляд на вещи – это прекрасно, но всему должен быть разумный предел.
Как и чрезмерное углубление только в одно русло, приводит к тому, кругозор превращается в точку зрения.
Это все мое мнение и мой опыт, но если у вашей группы проявляются три и более признаков, то это говорит о проблемах. Хотите ли, чтобы они стали вашими – вам решать.
Удачи в развитии
URL записиПро секты, партии, школы и прочее.
В виду специфических увлечений, я довольно часто сталкивалась с различными группами людей, смысл общения которых сводился к личностному росту, развитию способностей (в том числе незадокументированных оф. медициной). Это были самые разные группы - от занятий в худ. кружке до партии воинов им. К. Кастанеды. С некоторыми у меня сложились долгие и счастливые отношения, а некоторые вызывали резкий негатив и желание свалить оттуда как можно быстрее.
Я размышляла некоторое время, на тему того, как отличить "здоровую" группу, участие в которой принесет пользу и развитие, от "нездоровой", где вместо пользы сплошной вред и остановка.читать дальше
1. Лидер.
В любой группе людей есть лидер, тем более в группе людей, имеющих цель. Это не хорошо и не плохо, это особенность человеческой психики: чтобы система работала, нужны конкретные люди несущие ответственность и бремя выбора. Практически любая группа подобного толка собирается вокруг харизматичного практика.
Это важно, то есть лидером такой группы должен быть человек, который хорошо ориентируется в теоретической базе направления ( например, умеет отличить падающую тень от собственной и дона Хуана от дона Хенаро), и иметь определенные успехи на практике (лошадь, которую он нарисовал, не спутаешь с яблоком, его ОСы жжужат чаще и продолжительней, чем у других).
Внимание следует обращать тогда, когда присутствуют следующие признаки нездоровья:
а) Расхождение теории с практикой, либо отсутствие практики, как таковой. Ни у кого никогда не получается выполнить все идеально, поэтому на практике все всегда будет хуже и грубее, чем в теории. Но тут речь о кардинальных расхождениях, например, когда лидер постулируется, как беленькая пусенька, всех любящая, но периодически устраивается травля несогласных. Долгие разговоры о том, как правильно писать картины, в какой день недели и лунного месяца, чаще всего обозначают, что автор не тратит энергию на такие мелочи, как собственно написание самих картин.
б) Чрезмерное восхваление и идеализация лидера.
Если лидер постулируется как знающий и умеющий человек, которому нравится передавать знания менее опытным, то это нормальная и хорошая ситуация. Но если он постулируется как ващевсенасветезнающий, чистой воды алмаз непогрешимый, который снизошел до вас, чтобы поделится своей истиной истиной – это явный признак нездоровья. Сюда же относятся любые проявления фанатизма на счет лидера – он сказал, значит правильно; он лидер – значит ему можно нарушать принципы существования группы; и тому подобное.
Чем вам это может навредить:
а) Если вы очень привязаны к лидеру, то запросто получите тяжелую травму, когда окажется, что он не такой замечательный, как вам говорили. Ни к какому личностному росту в группе такая ситуация не приведет, то есть смысл вашего существования в ней будет = 0.
А у теоретика хорошо получать готовые знания, но научить вас, собственно, рисованию он не сможет. Заодно может заразить ощущением, что говорение о рисовании и есть самое важное, а это, конечно, не так.
Б) Абсолютизация и поклонение одному человеку никогда еще никого к хорошему не приводили. Этот признак говорит о том, что перед вами неадекватный человек, который считает свое знание синонимом непогрешимости. А это нифига не синонимы, и даже не взаимосвязанные вещи.
Такой человек у руля группы опасен тем, что будет видеть не вас и ваши реальные проблемы, а себя и свои глюки в вас (проекция в психологии). И решаться, соответственно, будет не ваше насущное, а его иллюзорное. Это опасно еще и тем, что если ваше насущное не будет соответствовать его иллюзорному, что в вас будет правдами и неправдами вколачиваться мысль, что у вас болит именно иллюзорное. А если упорно искать, в каком месте болит здоровая нога – она обязательно заболит.
2. Группа
Признаки нездоровья:
А) Закрытая иерархия. Вообще говоря, некая иерархия в группе – это хорошо. Сразу понимаешь, куда тебе расти и что делать, и на каком уровне ты реально сейчас находишься. На это направлены различные отличительные признаки в школах боевых искусств – цвет пояса, дан и тп.
Задуматься стоит, когда иерархия закрыта для роста. То есть, если в вашем личностном росте есть потолок, критерии преодоления которого не ясны. Пример – ты никогда не будешь рисовать так прекрасно, как кто-то из группы потому, что ты просто вот такой. Или – ты никогда не станешь таким великим воином как я, потому, что у тебя не хватает светимости и безупречности (И никада не хватит, даже не надейся).
Б) Манипуляторство и запреты.
Если в группе практикуются запреты без должной аргументации, то это повод задуматься об истинных целях этой группы. Обычно цель такого – это манипуляторство, то есть управление человеком в обход его сознания, что само по себе уже признак нездоровья. Под эту категорию попадают любые чрезмерно эмоциональные запреты, особенно направленные на базовые потребности : Мы не говорим о сексе, это грязно! Мы не едим мясо, это отвратительно! И тому подобное.
Сюда же относится отрицание «низменного» и «материального» и противопоставление его «высокому» и «духовному». Чаще всего это означает банальное не понимание объективных законов действия человеческой психики, а также вынесение моральной оценки им. (Пример: мне все равно, что в юности повышена сексуальная активность, пусть все равно не говорят и не думают о грязном сексе!)
В) Количество человек в одной группе
Оптимальное количество человек, которые способны куда-то вместе развиваться это от 7 до 15. Максимум, который может быть – это 20. Если у вас в группе больше 20 человек, либо происходит постоянная текучка, это повод задуматься над тем, почему это происходит и зачем это нужно.
Сюда же можно отнести «виртуальных учеников». То есть тех, с кем приятно потрындеть в аське о собственной крутости и глубинном понимании мироздания, но при возникновении проблем у которых, гуру ответственности нести не будет (сложно по интернету человека вынуть из петли, знаете ли).
Чем опасно:
А) Отсутствие четкого критерия роста опасно тем, что человек может в это поверить и опустить руки. Когда ты понимаешь, что в тебе не дает продвинуться дальше, и когда ты представляешь, как это перешагнуть – обычно это дается сложно и с трудом, но за то результат бывает выше всяких ожиданий.
Когда нормой становится внушение кому-то, что неправилен он сам вообще весь, и его уже ничто не исправит, как он не бейся, тогда это повод задуматься над адекватностью группы реальному миру.
Б) Действительно, в серьезном процессе роста изменению подвергаются практически все пласты личности человека, в том числе и его пищевые и интимные привычки. Но это – очень нежное и ранимое место, чтобы стричь всех под одну гребенку. Вы сами должны понимать, зачем вы отказываетесь от чего-то, что принесет это лично вам, кроме одобрения группы.
Вообще спекуляции на эту тему – обычно попытка вызвать чувство вины ( ведь мясо такое вкусное, а секс так приятен, что сложно бывает удержаться), а я не знаю лучшего чувства для разрушения личности.
Чем плоха моральная оценка – эти законы просто есть в человеке, они не хороши и не плохи, часто они имеют под собой конкретные эволюционные и физиологические обоснования (Эволюционно, чем моложе организм, тем более здоровое потомство он даст, физиологически, это связано с бурным ростом и изменениями в гормональном фоне).
В) . Большое количество народу не в состоянии адекватно освоить и проработать знания, особенно, если они касаются глубокого пласта личности. Либо знания будут усвоены поверхностно, либо не будут усвоены вообще. Постоянная текучка говорит о неустойчивости группы, и опять же ведет к низкой эффективности и уровню доверия. Захотите ли вы рассказывать первому встречному о травме, полученной в детстве, или делиться тем, что вам снится, особенно, если вы не знаете, как человек среагирует?
Опасность «виртуальных» школ в том, что вы не можете проверить, кто там на самом деле по ту сторону монитора. И даже если вы уверены, что ваш гуру – самый правильный, и вы ему-таки доверитесь, не факт, что возникающие у вас проблемы будут восприняты адекватно и вовремя решены.
3) Знания
Признаки нездоровья:
А) Непрозрачность источника мудрости, а также чрезмерное количество этих источников.
Если единственный светочь знаний – это ваш лидер, то это дает много поводов для спекуляций. Если вы не можете проверить первоисточник, то извращать его можно как угодно. (Православный Фрейд, космические коммунисты им. Божьей матери и тому подобные вещи – пример этого).
Если вам предлагают одновременно освоить руны, таро, астрологию, йогу и соционику, утверждая, что «все системы говорят об одном и том же, но разными словами», апасайтесь.
Чем опасно:
А) Непрозрачность системы знаний обычно является поводом к закрытой иерархии. Если это группа, которая существует вместе длительное время, а не короткий семинар, на котором нет времени для изучения теории, то обязательно работа должна включать в себя изучение базовой теории. При этом база должна быть адекватна потребностям и целям группы.
Работа в одном русле означает глубокую проработку и понимание принципов этого русла. Если вам предлагают смешать все вместе и употребить, от такого коктейля может быть несварение. И обычно является признаком поверхностного понимания сути вещей.
Например, если в психотерапевтической группе рекомендуют опираться на, скажем, древнеиндийские «Законы Ману» то стоит задуматься. Широкий взгляд на вещи – это прекрасно, но всему должен быть разумный предел.
Как и чрезмерное углубление только в одно русло, приводит к тому, кругозор превращается в точку зрения.
Это все мое мнение и мой опыт, но если у вашей группы проявляются три и более признаков, то это говорит о проблемах. Хотите ли, чтобы они стали вашими – вам решать.
Удачи в развитии