Любая Тень разительно отличается от своего хозяина… Они тоже считают нас своими Тенями…(с)
DARKWAVE
1. Darkwave - общее понятие
Darkwave - одно из наиболее сложных для определения понятий на готической сцене. Одни источники относят его к готике, другие к индастриалу, некоторые выделяют его как самостоятельный стиль. Относящиеся к дарквейву группы и исполнители настолько разнообразны, что при попытке определить его стилистические границы неизбежно возникают трудности. Более того, само по себе слово darkwave в разных источниках употребляется в разных смыслах - в том числе и как синоним готики в целом, что, на наш взгляд, некорректно.
Исторически сложилось два принципиально разных подхода в понимании термина, которые условно можно назвать немецким и англоязычным. В англоязычных источниках под дарквейвом понимается полностью или частично электронная музыка, выросшая из готик-рока. В журналах, на сайтах, в анонсах можно встретить их перечисление через запятую (gothic, darkwave) как различных стилей. В таком случае под готик подразумевается готик-рок, под дарквейвом - электронная ветвь готики.
Второе, более специфичное значение слова darkwave родилось в Германии. В данном случае под дарквейвом понимается больше чем просто музыкальный стиль: это концептуальное направление искусства, более точное название которого Neue Deutsche Todeskunst (NDT; дословно "Новое немецкое искусство смерти"). Ниже мы рассмотрим оба этих понимания более подробно.
читать дальше2. Описание стиля
2.1 "Англоязычный" дарквейв
В англоязычных странах дарквейв не получил такого концептуального развития, и термин используют именно для описания звучания музыки. Но даже здесь исполнители, относящиеся к дарквейву, настолько различаются между собой, что, возможно, правильнее считать дарквейв не единым стилем, а конгломератом нескольких самостоятельных направлений в музыке, объединенных общей эстетикой, музыкальными и сценическими принципами.
Вероятнее всего, пионерами британского дарквейва следует считать Alien Sex Fiend, еще в первой половине 80-х привнесших электронную техно-струю в готику. Само название стиля, очевидно, расшифровывается как dark + new wave, т.е. более мрачная версия "новой волны". В целом, дарквейв, как правило, содержит и гитарную (в ключе готик-рока), и электронную (близкую к new wave или new romantic) составляющие, или переходит от одной к другой, например Forthcoming Fire, Kirlian Camera, Switchblade Symphony, Hungry Lucy. Музыка может быть как достаточно ритмичной, танцевальной (Anders Manga), так и тяжелой, со сложным ритмом и грязным вокалом (Eva O). Нередко дарквейвом называют и группы, относящиеся к готик-року или синт-готу (Clan Of Xymox, the Cruxshadows, The Last Dance и даже London After Midnight). На наш взгляд, это некорректно, да и не нужно. Делается это, как правило, когда пытаются очень грубо обозначить стилистику (повсеместно в музыкальных каталогах крупных Интернет-дистрибьютеров).
2.2 "Немецкий" дарквейв (NDT)
Дарквейв в его немецком понимании - или, что кажется более точным названием, Neue Deutsche Todeskunst (NDT) - достаточно неоднороден, представители его немногочисленны, но ярки и оригинальны в музыкальном плане: Das Ich, Goethes Erben, Lacrimosa, Relatives Menschsein, Sopor Aeternus, Samsas Traum.
Одна из наиболее характерных черт этого направления - эклектичность, заимствование элементов разных стилей и культурных традиций: так, в рамках дарквейва творческое наследие композиторов-классиков, таких как Моцарт, органически сочетаются с современными электронным наполнением. Другая его черта - театральность: в дарквейве перфоманс играет не меньшую роль, чем музыка. В этом смысле дарквейв - жанр не только музыкальный, но скорее аудиовизуальный. И, безусловно, необходимо отметить такие черты NDT, как эмоциональная напряженность, концептуальность и идейная емкость. В отличие от этериала, медиевала и т.д., для дарквейва (по вышеуказанным причинам) невозможно кратко сформулировать основной критерий стиля, для понимания его сути важно единство всех его признаков.
В соответствии с общим характером этого направления, его источники весьма разнообразны: в плане музыки это и арт-рок, и gothic rock/death rock, и new wave, и industrial/dark ambient, и классическая музыка, причем, в отличие от других направлений готики, для NDT ни один из этих источников не является доминирующим. В плане имиджа и перфоманса следует назвать опять таки gothic rock и death rock, а также классический и авангардный театр - в частности, у Sopor Aeternus можно найти много общего с венскими акционистами, шокировавшими публику кровавыми спектаклями на тему самооскопления. Еще один вероятный источник заимствования - это немое кино, особенно эпохи после I-й мировой войны, основными выразительными средствами которого были акцентирующий черты лица грим, пластика и пантомима. Можно вспомнить и более ранние времена - в частности, капризно-декадентское искусство модерна.
В плане звучания можно выделить три основных стилеобразующих признака. Первое, что слушателю "бросается в глаза" (то есть в уши) - это мрачный, диссонирующий электронный саунд, который часто дополняется различными инструментальными партиями: фортепьянными пассажами, акустическими или тяжелыми дисторшированными гитарами, скрипичными соло. Отдельные композиции вообще могут быть чисто акустическими. Нередко встречаются элементы неоклассики, в том числе прямые заимствования из великих композиторов прошлого (ранняя Lacrimosa). Второй стилеобразующий признак - сложный, ломаный синкопичесий ритм, нередко еще и меняющийся по ходу композиции, хотя встречаются и классические четыре четверти. Темп - то медленный, как бы давящий на слушателя, то взрывной, например в на албоме "Diener eines Geistes" группы LACRIMOSA или "Lass mich" группы Deine Lakaien. Композиции с быстрым прямым ритмом, подходящие для танцпола скорее редкость.
Третий признак - специфический вокал. Он характеризуется большой эмоциональной напряженностью, нервностью, депрессивностью. Вообще, типичный NDT-шный вокал трудно назвать приятным: голос намеренно артикулируется таким образом, что кажется, будто его обладатель находится в состоянии тяжелого истерического припадка (или буйного помешательства) - что и говорить, подходящее дополнение к имиджу! Характерной чертой является мелодекламация - еще один прием, заимствованный из театра. Часто она переходит в речитатив, истерический плач или смех, причитания (Goethes Erben, Sopor Aeternus).
Лирика также играет в дарквейве важную роль, затрагивая религиозные, мистические, философские темы. В лирике прослеживаются традиции (а подчас и прямые заимствования) экспрессионзма, а частично и экзистенциализма. В центре внимания - душевные переживания отдельной личности, страдания, одиночество, утрата жизненных ориентиров (Sopor Aeternus), богоборчество, ницшеанский бунт против религии в ее фактических социальных проявлениях (Das Ich). Другое направление лирики - социальная неприспособленность, отчужденность, психологическое несоответствие нормам общества; вместе с тем через декларирование собственной ненормальности фактически ставится вопрос скорее о ненормальности самого общества, двойственности его норм (Goethes Erben, Samsas Traum).
Визуальный ряд представляет музыкантов как людей эксцентричных, часто с патологическими отклонениями, даже психологически ненормальных - для стиля вообще характерна эстетика страдания и уродства. Важно отметить стремление музыкантов к передаче внутреннего мира посредством внешних признаков, к гармонии между внутренним содержанием и внешней формой (именно отсюда специфический, отталкивающий, на первый взгляд, имидж Анны-Варни из Sopor Aeternus).
Таков облик нового немецкого искусства смерти. Еще раз повторим, что термин "немецкий дарквейв" условен, он не обязательно свидетельствует о немецких корнях группы (достойный пример - отечественные Otto Dix или Stillife) или о немецкоязычной лирике; он говорит о том, что творчество группы вписывается в эту концепцию и соответствует ей.
3. История и развитие стиля
Историю стиля можно условно разбить на три периода. Первый (80-е годы) - эпоха его зарождения. Второй, начало которого можно отнести к 1989-1990 гг, характеризуется взрывным формированием NDT в Германии и практически одновременным появлением целой плеяды ярких групп. Третий, начавшийся в конце 90-х годов, характеризуется, с одной стороны, общим спадом интереса к стилю, а с другой - усложнением и обогащением саунда, пересечением с другими стилями.
3.1 Зарождение стиля
Можно выделить три основных направления, стоявших у истоков дарквейва - это нью вейв, готик-рок, индастриал. Их влияние прослеживается в творчестве пионеров стиля в разных пропорциях. Как уже упоминалось, одними из первых были Alien Sex Fiend, однако группа настолько самобытна, что привезти какие-либо примеры похожего саунда затруднительно. Пионерами немецкого дарквейва, по всей видимости, были Deine Lakaien - дуэт композитора и клавишника Эрнста Хорна (Ernst Horn) и вокалиста Александра Вельянова (Alexander Veljanov), основанный в 1985 году. Их музыка стилистически близка к new wave, но отличается более тревожным, диссонансным звучанием с нетипичным для того времени "рыдающим" вокалом Александра Вельянова.
Французы Die Form, дуэт композитора (и высокопрофессионального фотографа) Филиппа Фишо и вокалистки Элиан П., существует с конца 70-х годов и исполняет машиноподобную ритмичную авангардно-минималистскую электронную музыку, продолжающую традиции Kraftwerk, Cabaret Voltaire и Throbbing Gristle. По особенностям ритма, мрачной холодной эстетике, а также благодаря сочетанию эротизма, болезненности, жестокости, наслаждения и смерти, творчество группы также обозначается как дарквейв, представляя (с музыкальной точки зрения) его индустриальное крыло.
3.2 90-е - бурное развитие стиля
На рубеже 80-х и 90-х годов в Германии и сопредельных странах практически одновременно возникает сразу несколько проектов, представляющих в своем творчестве то, что позднее охарактеризуют как NDT: Das Ich, Lacrimosa, Goethes Erben, Sopor Aeternus. Все они стали классикой стиля и сформировали его ядро.
Наиболее жесткими среди них были Das Ich; их хиты "Kain und Abel" и "Gott ist Tod" с дебютного альбома "Die Propheten" (1991) сразу стали визитной карточкой группы. Лидер группы Бруно Крамм (Bruno Kramm) одновременно является владельцем основанного в начале 90-х лейбла Dance Macabre (на котором помимо грандов стиля вроде Das Ich, Relatives Menschsein, Endraum, записывалось множество менее известных групп).
Раннее творчество Lacrimosa ("Angst" 1990, "Einsamkeit" 1991) в музыке, лирике, внешнем имидже представляет собой смешение пост-панка, немецкого романтизма, классицизма, и лучше всего иллюстрирует принадлежность стиля к готике. Goethes Erben и Relatives Menschsein (оба проекта родились в 1989 году) оказались схожими и по достаточно минималистичному, чуткому электронному звучанию, и по эмоционально-напряженной манере вокала, и по тяжелой, болезненной лирике. Освальд Хенке (Oswald Henke), основной участник Goethes Erben, превратил музыку в театральное представление, пьесу, исполняемую в психиатрической лечебнице. И наконец, из классиков NDT упомянем наиболее загадочный, болезненный и шокирующий проект - Sopor Aeternus. Первая демо-запись проекта (1989) и полноформатный альбом "Ich Tote Mich" (1994) явили миру воистину искусство смерти - холодное, завораживающее, тлетворное, уродливое, без жалости и сантиментов.
90-е - золотое время для развитие стиля, который надолго стал определяющим на немецкой готической сцене. Одновременно с развитием собственно музыки, создается и система независимых лейблов, специализирующихся на NDT и по большей части принадлежащих самим "отцам-основателям": Danse Macabre (DAS ICH), Apocalyptic Vision (SOPOR AETERNUS), Hall Of Sermon (LACRIMOSA). Растущей популярности нового направления способствовал и проводящийся с 1992 года общегерманский фестиваль готической музыки Wave Gotik Treffen, в котором принимали участие большинство классиков NDT.
Дальнейшее развитие дарквейва сделало саунд более разнообразным - Endraum представляют музыку, близкую к ethereal, в которой декламация оттеняется спокойными клавишами и скрипкой. На сочетании элементов этереала (романтическая атмосфера, женский вокал) и дарквейва (электронная основа, специфический ритм) строят свою музыку ряд коллективов (как правило, сайд-проектов), таких как Die Verbatten Kinder Eva's, Aurora и др. Diary Of Dreams и Illuminate развивают мягкий и хитовый romantic darkwave. С середины 90-х намечается тенденция к слиянию элементов дарквейва и готик-металла (Sanguis Еt Cinis, позже Samsas Traum).
3.3 С конца 90-х…
С конца 90-х наблюдается взрыв популярности более ритмичной, клубно-хитовой электронной музыки (в этом плане показательна ситуация на Dance Macabre: с лейбла исчез дарквейв, все новички играют dark electro и прочую ритмичную электронику). Такие группы, как Illuminate, Diary of Dreams, Umbra et Imago, выходят на пик популярности благодаря хитовым запоминающимся мелодиям и доступной лирике, постепенно вытесняя "заумных шизофреников". В целом интерес к классическому дарквейву постепенно спадает. Новых ярких групп достаточно немного. Other Day развивают идеи Goethes Erben, Stillste Stund отмечают свою приверженность к традициям немецкого романтизма. Алекс Каште (Alexander Kaschte) и его проект Samsas Traum в своем раннем творчестве представляет безумную смесь сырого дарквейва и блэк-металла (сборник демок Nostalgia, затем Oh Luna Mein). Его музыку и лирику отличает крайняя эмоциональность, нервозность и экспрессия, которым могут позавидовать отцы-основатели NDT.
К XXI веку классики стиля продолжают развивать собственные идеи, хотя количество ярких альбомов уже очень небольшое. Тем не менее, характерно максимальное обогащение саунда, который может сочетать ритмичную электронику, тяжелые гитары, симфонические вставки и т.д. (Sopor Aeternus "Es reiten die Toten so schnell" и "La chambre d'echo", Samsas Traum "Tieonidea"). Другая тенденция - обогащение готик-рока и дезрока мрачной электроникой, целый ряд релизов выдержан в подобном ключе. Если Chants of Maldoror и Violet Stigmata, при наличии ряда четко дарквейвовых композиций, в целом относятся к deathrock, то Eva O (Damnation/Ride the Madness) - типичный мрачный, истеричный и при этом жесткий дарквейв.
Наконец, все яркие черты дарквейва - жесткий, местами ломаный, местами динамичный ритм, мрачный электронный саунд, эмоциональный вокал, шизоидный имидж - объединила в себе недавно давшая о себе знать группа Anders Manga (One up for the Dying, 2005), признанная многими журналами открытием года и вошедшая в ряд соответствующих компиляций. Но это единичный случай, по некоторым данным в Германии существует немало групп, ушедших в андерграунд и потому практически неизвестных.
Таким образом, несмотря на развитие готической сцены в электронно-танцевальную сторону, darkwave обнаружил достаточный запас экспрессии и шизофрении, чтобы выжить и продолжать развиваться.
4 Разновидности стиля
Приведенное ниже разделение не является классификацией стиля, делением на подстили или переходные стили. Оно призвано проиллюстрировать разнообразие саунда, влияние других течений, а употребленные термины используются лишь как краткое удобное описание звучания.
4.1 Ethereal darkwave
Ощущение меланхолии… спокойный, мягкий вокал, как правило, идет в сопровождении неспешных электронных пассажей, а также фортепиано, скрипки. Такое звучание близко к этереалу по настроению, но не по используемым музыкальным средствам (этереал, как правило, тяготеет к акустике, этереал-неоклассик - к симфонизму, для дарквейва же характерна электронная основа). Примерами подобной музыки являются Endraum, поздний Goethes Erben (особенно альбом Marionetten), местами Other Day, из отечественных групп, безусловно, Stillife.
Иногда так обозначается и просто медленная музыка с электронным битом - например, исполнители, в творчестве которых есть элементы и darkwave, и ethereal: Aurora (Sutra), In The Nursery, Collide, и т.д.
4.2 Romantic darkwave
Romantic darkwave является современной разновидностью darkwave, возросшей на немецкой почве и объединившей в себе признаки synthpop, "англоязычного" дарквейва и NDT, а также отчасти и ethereal. Наиболее ранним представителем этого направления можно считать Deine Lakaien, хотя сам термин используется, как правило, лишь для характеристики творчества Illuminate. Безусловно, к этому же направлению относятся Diary of Dreams и Diorama.
Характерная черта romantic darkwave - романтичный мужской вокал, чаще всего баритон, который обрамляется мелодичным синтезаторным саундом. Приятная, возвышенная и немного печальная музыка. Лирика достаточно незатейлива, как правило, это романтические образы, темы межличностных отношений, одиночества, а красота лирики заключается именно в ее чувственном исполнении. Можно говорить о меньшем, нежели у классического darkwave, эмоциональном заряде такой музыки, но она притягивает к себе и имеет много поклонников.
4.3 Industrial darkwave, martial darkwave
К дарквейву, как правило, также относят ряд коллективов, представляющие, в действительности, не разновидность дарквейва в вышеозначенном смысле этого слова, а самостоятельное направление, комбинирующее (как в музыкальном, так и в визуальном плане) элементы готики и индастриала. Мы уже упоминали о Die Form, музыка которых безусловно имеет индустриальные корни. Однако популярность этого коллектива связана не столько с музыкой, сколько с шокирующим имиджем и текстами, откровенно связанными с садомазохизмом и прочими сексуальными перверсиями. Амбивалентное сочетание красоты, эротизма и жестокости в духе маркиза де Сада под холодные синтезаторные ритмы завораживает как жуткий сон. Музыкальная составляющая творчества дополняется визуальной, представляющей действительно высокую художественную ценность.
К industrial darkwave можно отнести и Das Ich, по крайней мере часть их альбомов (Staub, Egodram, не говоря уже про ремиксованный материал). Из отечественных коллективов можно упомянуть Das Reut (проект индустриальной группы Reutoff), выдержанный в жесткой дарквейв стилистике.
Наконец, на стыке дарквейва и индастриала звучит музыка, которую характеризуют то как military industrial, то как martial darkwave. Для нее характерна "маршевая" перкуссия, наличие различных семплов, возможно вкрапление тяжелых гитар, элементов дарк-фолка и даже неоклассики. Например, Von Thronstahl (проект Йозефа К, лидера Forthcoming Fire, и Раймонда П, лидера the Days of the Trumpet Call), Predella Avant. Благодаря такому смешению подобную музыку можно отнести и к индастриалу, и к дарквейву.
5. Рекомендуемая музыка:
Darkwave в англоязычном понимании:
Alien Sex Fiend "It - The Album" 1986, "Open Head Surgery" 1992
Forthcoming Fire "Ekhnaton" 1992
Switchblade Symphony "Serpentine Gallery" 1996
Eva O "Damnation/Ride the Madness" 2000, "Damnation/Salvation" 2005
Anders Manga "One Up for the Dying", 2005
Классический немецкий darkwave (Neue Deutsche Todeskunst)
Lacrimosa "Angst" 1990, "Einsamkeit" 1991
Das Ich "Die Propheten" 1991, "Antichrist" 2002
Goethes Erben "Das Sterben ist aestetisch Bunt" 1992, "1.Kapitel"1994, "Nichts bleibt wie es war" 2001
Relatives Menschsein "Ewigkeit" 1993
Sopor Aeternus "Ich Tote Mich" 1994, "Es reiten die Toten so schnell" 2003
Other Day "Secidan" 2001
Samsas Traum "Oh Luna Mein" 2000, "Utopia" 2001
Sanguis et Cinis "Schicksal" 1995
Romantic darkwave:
Deine Lakaien "Winter Fish Testosterone" 1995, "Kasmodiah" 1999
Diary of Dreams "Freak Perfume" 2002, "Nigredo"
Diorama "Her Liquid Arms" 2001
Illuminate "Erinnerungen" 1997
Etherеal darkwave:
Aurora "The Land of Harm and Appletrees" 1993
In The Nursery "Anatomy of a Poet" 1994
Endraum "Zeitenlicht" 1992, "Morgenrote" 1994
Die Verbannten Kinder Eva's "Die Verbannten Kinder Eva's" 1995
Stillife "Remembrance" 2003
Industrial darkwave:
Die Form "Corpus Delicti" 1990, "Ad Infinitum" 1993
Das Ich "Staub" 1994, "Egodram" 1997
Das Reut "Arte de Ben Morire" 2004
Von Thronstahl/The Days of the Trumpet Call split CD 2004
(c) 2005 Red Shadow, Bleubarbe для сайта Russian Gothic [RusGothic.Ru]
Вот так и узнаешь, что Лакримоза и Sopor aeternus теперь именуются дакрвейвом... А то как же, готика уже не модно...
А, вообще, все как обычно, ну надо человеку все классифицировать, вот и получается такая фигня...
1. Darkwave - общее понятие
Darkwave - одно из наиболее сложных для определения понятий на готической сцене. Одни источники относят его к готике, другие к индастриалу, некоторые выделяют его как самостоятельный стиль. Относящиеся к дарквейву группы и исполнители настолько разнообразны, что при попытке определить его стилистические границы неизбежно возникают трудности. Более того, само по себе слово darkwave в разных источниках употребляется в разных смыслах - в том числе и как синоним готики в целом, что, на наш взгляд, некорректно.
Исторически сложилось два принципиально разных подхода в понимании термина, которые условно можно назвать немецким и англоязычным. В англоязычных источниках под дарквейвом понимается полностью или частично электронная музыка, выросшая из готик-рока. В журналах, на сайтах, в анонсах можно встретить их перечисление через запятую (gothic, darkwave) как различных стилей. В таком случае под готик подразумевается готик-рок, под дарквейвом - электронная ветвь готики.
Второе, более специфичное значение слова darkwave родилось в Германии. В данном случае под дарквейвом понимается больше чем просто музыкальный стиль: это концептуальное направление искусства, более точное название которого Neue Deutsche Todeskunst (NDT; дословно "Новое немецкое искусство смерти"). Ниже мы рассмотрим оба этих понимания более подробно.
читать дальше2. Описание стиля
2.1 "Англоязычный" дарквейв
В англоязычных странах дарквейв не получил такого концептуального развития, и термин используют именно для описания звучания музыки. Но даже здесь исполнители, относящиеся к дарквейву, настолько различаются между собой, что, возможно, правильнее считать дарквейв не единым стилем, а конгломератом нескольких самостоятельных направлений в музыке, объединенных общей эстетикой, музыкальными и сценическими принципами.
Вероятнее всего, пионерами британского дарквейва следует считать Alien Sex Fiend, еще в первой половине 80-х привнесших электронную техно-струю в готику. Само название стиля, очевидно, расшифровывается как dark + new wave, т.е. более мрачная версия "новой волны". В целом, дарквейв, как правило, содержит и гитарную (в ключе готик-рока), и электронную (близкую к new wave или new romantic) составляющие, или переходит от одной к другой, например Forthcoming Fire, Kirlian Camera, Switchblade Symphony, Hungry Lucy. Музыка может быть как достаточно ритмичной, танцевальной (Anders Manga), так и тяжелой, со сложным ритмом и грязным вокалом (Eva O). Нередко дарквейвом называют и группы, относящиеся к готик-року или синт-готу (Clan Of Xymox, the Cruxshadows, The Last Dance и даже London After Midnight). На наш взгляд, это некорректно, да и не нужно. Делается это, как правило, когда пытаются очень грубо обозначить стилистику (повсеместно в музыкальных каталогах крупных Интернет-дистрибьютеров).
2.2 "Немецкий" дарквейв (NDT)
Дарквейв в его немецком понимании - или, что кажется более точным названием, Neue Deutsche Todeskunst (NDT) - достаточно неоднороден, представители его немногочисленны, но ярки и оригинальны в музыкальном плане: Das Ich, Goethes Erben, Lacrimosa, Relatives Menschsein, Sopor Aeternus, Samsas Traum.
Одна из наиболее характерных черт этого направления - эклектичность, заимствование элементов разных стилей и культурных традиций: так, в рамках дарквейва творческое наследие композиторов-классиков, таких как Моцарт, органически сочетаются с современными электронным наполнением. Другая его черта - театральность: в дарквейве перфоманс играет не меньшую роль, чем музыка. В этом смысле дарквейв - жанр не только музыкальный, но скорее аудиовизуальный. И, безусловно, необходимо отметить такие черты NDT, как эмоциональная напряженность, концептуальность и идейная емкость. В отличие от этериала, медиевала и т.д., для дарквейва (по вышеуказанным причинам) невозможно кратко сформулировать основной критерий стиля, для понимания его сути важно единство всех его признаков.
В соответствии с общим характером этого направления, его источники весьма разнообразны: в плане музыки это и арт-рок, и gothic rock/death rock, и new wave, и industrial/dark ambient, и классическая музыка, причем, в отличие от других направлений готики, для NDT ни один из этих источников не является доминирующим. В плане имиджа и перфоманса следует назвать опять таки gothic rock и death rock, а также классический и авангардный театр - в частности, у Sopor Aeternus можно найти много общего с венскими акционистами, шокировавшими публику кровавыми спектаклями на тему самооскопления. Еще один вероятный источник заимствования - это немое кино, особенно эпохи после I-й мировой войны, основными выразительными средствами которого были акцентирующий черты лица грим, пластика и пантомима. Можно вспомнить и более ранние времена - в частности, капризно-декадентское искусство модерна.
В плане звучания можно выделить три основных стилеобразующих признака. Первое, что слушателю "бросается в глаза" (то есть в уши) - это мрачный, диссонирующий электронный саунд, который часто дополняется различными инструментальными партиями: фортепьянными пассажами, акустическими или тяжелыми дисторшированными гитарами, скрипичными соло. Отдельные композиции вообще могут быть чисто акустическими. Нередко встречаются элементы неоклассики, в том числе прямые заимствования из великих композиторов прошлого (ранняя Lacrimosa). Второй стилеобразующий признак - сложный, ломаный синкопичесий ритм, нередко еще и меняющийся по ходу композиции, хотя встречаются и классические четыре четверти. Темп - то медленный, как бы давящий на слушателя, то взрывной, например в на албоме "Diener eines Geistes" группы LACRIMOSA или "Lass mich" группы Deine Lakaien. Композиции с быстрым прямым ритмом, подходящие для танцпола скорее редкость.
Третий признак - специфический вокал. Он характеризуется большой эмоциональной напряженностью, нервностью, депрессивностью. Вообще, типичный NDT-шный вокал трудно назвать приятным: голос намеренно артикулируется таким образом, что кажется, будто его обладатель находится в состоянии тяжелого истерического припадка (или буйного помешательства) - что и говорить, подходящее дополнение к имиджу! Характерной чертой является мелодекламация - еще один прием, заимствованный из театра. Часто она переходит в речитатив, истерический плач или смех, причитания (Goethes Erben, Sopor Aeternus).
Лирика также играет в дарквейве важную роль, затрагивая религиозные, мистические, философские темы. В лирике прослеживаются традиции (а подчас и прямые заимствования) экспрессионзма, а частично и экзистенциализма. В центре внимания - душевные переживания отдельной личности, страдания, одиночество, утрата жизненных ориентиров (Sopor Aeternus), богоборчество, ницшеанский бунт против религии в ее фактических социальных проявлениях (Das Ich). Другое направление лирики - социальная неприспособленность, отчужденность, психологическое несоответствие нормам общества; вместе с тем через декларирование собственной ненормальности фактически ставится вопрос скорее о ненормальности самого общества, двойственности его норм (Goethes Erben, Samsas Traum).
Визуальный ряд представляет музыкантов как людей эксцентричных, часто с патологическими отклонениями, даже психологически ненормальных - для стиля вообще характерна эстетика страдания и уродства. Важно отметить стремление музыкантов к передаче внутреннего мира посредством внешних признаков, к гармонии между внутренним содержанием и внешней формой (именно отсюда специфический, отталкивающий, на первый взгляд, имидж Анны-Варни из Sopor Aeternus).
Таков облик нового немецкого искусства смерти. Еще раз повторим, что термин "немецкий дарквейв" условен, он не обязательно свидетельствует о немецких корнях группы (достойный пример - отечественные Otto Dix или Stillife) или о немецкоязычной лирике; он говорит о том, что творчество группы вписывается в эту концепцию и соответствует ей.
3. История и развитие стиля
Историю стиля можно условно разбить на три периода. Первый (80-е годы) - эпоха его зарождения. Второй, начало которого можно отнести к 1989-1990 гг, характеризуется взрывным формированием NDT в Германии и практически одновременным появлением целой плеяды ярких групп. Третий, начавшийся в конце 90-х годов, характеризуется, с одной стороны, общим спадом интереса к стилю, а с другой - усложнением и обогащением саунда, пересечением с другими стилями.
3.1 Зарождение стиля
Можно выделить три основных направления, стоявших у истоков дарквейва - это нью вейв, готик-рок, индастриал. Их влияние прослеживается в творчестве пионеров стиля в разных пропорциях. Как уже упоминалось, одними из первых были Alien Sex Fiend, однако группа настолько самобытна, что привезти какие-либо примеры похожего саунда затруднительно. Пионерами немецкого дарквейва, по всей видимости, были Deine Lakaien - дуэт композитора и клавишника Эрнста Хорна (Ernst Horn) и вокалиста Александра Вельянова (Alexander Veljanov), основанный в 1985 году. Их музыка стилистически близка к new wave, но отличается более тревожным, диссонансным звучанием с нетипичным для того времени "рыдающим" вокалом Александра Вельянова.
Французы Die Form, дуэт композитора (и высокопрофессионального фотографа) Филиппа Фишо и вокалистки Элиан П., существует с конца 70-х годов и исполняет машиноподобную ритмичную авангардно-минималистскую электронную музыку, продолжающую традиции Kraftwerk, Cabaret Voltaire и Throbbing Gristle. По особенностям ритма, мрачной холодной эстетике, а также благодаря сочетанию эротизма, болезненности, жестокости, наслаждения и смерти, творчество группы также обозначается как дарквейв, представляя (с музыкальной точки зрения) его индустриальное крыло.
3.2 90-е - бурное развитие стиля
На рубеже 80-х и 90-х годов в Германии и сопредельных странах практически одновременно возникает сразу несколько проектов, представляющих в своем творчестве то, что позднее охарактеризуют как NDT: Das Ich, Lacrimosa, Goethes Erben, Sopor Aeternus. Все они стали классикой стиля и сформировали его ядро.
Наиболее жесткими среди них были Das Ich; их хиты "Kain und Abel" и "Gott ist Tod" с дебютного альбома "Die Propheten" (1991) сразу стали визитной карточкой группы. Лидер группы Бруно Крамм (Bruno Kramm) одновременно является владельцем основанного в начале 90-х лейбла Dance Macabre (на котором помимо грандов стиля вроде Das Ich, Relatives Menschsein, Endraum, записывалось множество менее известных групп).
Раннее творчество Lacrimosa ("Angst" 1990, "Einsamkeit" 1991) в музыке, лирике, внешнем имидже представляет собой смешение пост-панка, немецкого романтизма, классицизма, и лучше всего иллюстрирует принадлежность стиля к готике. Goethes Erben и Relatives Menschsein (оба проекта родились в 1989 году) оказались схожими и по достаточно минималистичному, чуткому электронному звучанию, и по эмоционально-напряженной манере вокала, и по тяжелой, болезненной лирике. Освальд Хенке (Oswald Henke), основной участник Goethes Erben, превратил музыку в театральное представление, пьесу, исполняемую в психиатрической лечебнице. И наконец, из классиков NDT упомянем наиболее загадочный, болезненный и шокирующий проект - Sopor Aeternus. Первая демо-запись проекта (1989) и полноформатный альбом "Ich Tote Mich" (1994) явили миру воистину искусство смерти - холодное, завораживающее, тлетворное, уродливое, без жалости и сантиментов.
90-е - золотое время для развитие стиля, который надолго стал определяющим на немецкой готической сцене. Одновременно с развитием собственно музыки, создается и система независимых лейблов, специализирующихся на NDT и по большей части принадлежащих самим "отцам-основателям": Danse Macabre (DAS ICH), Apocalyptic Vision (SOPOR AETERNUS), Hall Of Sermon (LACRIMOSA). Растущей популярности нового направления способствовал и проводящийся с 1992 года общегерманский фестиваль готической музыки Wave Gotik Treffen, в котором принимали участие большинство классиков NDT.
Дальнейшее развитие дарквейва сделало саунд более разнообразным - Endraum представляют музыку, близкую к ethereal, в которой декламация оттеняется спокойными клавишами и скрипкой. На сочетании элементов этереала (романтическая атмосфера, женский вокал) и дарквейва (электронная основа, специфический ритм) строят свою музыку ряд коллективов (как правило, сайд-проектов), таких как Die Verbatten Kinder Eva's, Aurora и др. Diary Of Dreams и Illuminate развивают мягкий и хитовый romantic darkwave. С середины 90-х намечается тенденция к слиянию элементов дарквейва и готик-металла (Sanguis Еt Cinis, позже Samsas Traum).
3.3 С конца 90-х…
С конца 90-х наблюдается взрыв популярности более ритмичной, клубно-хитовой электронной музыки (в этом плане показательна ситуация на Dance Macabre: с лейбла исчез дарквейв, все новички играют dark electro и прочую ритмичную электронику). Такие группы, как Illuminate, Diary of Dreams, Umbra et Imago, выходят на пик популярности благодаря хитовым запоминающимся мелодиям и доступной лирике, постепенно вытесняя "заумных шизофреников". В целом интерес к классическому дарквейву постепенно спадает. Новых ярких групп достаточно немного. Other Day развивают идеи Goethes Erben, Stillste Stund отмечают свою приверженность к традициям немецкого романтизма. Алекс Каште (Alexander Kaschte) и его проект Samsas Traum в своем раннем творчестве представляет безумную смесь сырого дарквейва и блэк-металла (сборник демок Nostalgia, затем Oh Luna Mein). Его музыку и лирику отличает крайняя эмоциональность, нервозность и экспрессия, которым могут позавидовать отцы-основатели NDT.
К XXI веку классики стиля продолжают развивать собственные идеи, хотя количество ярких альбомов уже очень небольшое. Тем не менее, характерно максимальное обогащение саунда, который может сочетать ритмичную электронику, тяжелые гитары, симфонические вставки и т.д. (Sopor Aeternus "Es reiten die Toten so schnell" и "La chambre d'echo", Samsas Traum "Tieonidea"). Другая тенденция - обогащение готик-рока и дезрока мрачной электроникой, целый ряд релизов выдержан в подобном ключе. Если Chants of Maldoror и Violet Stigmata, при наличии ряда четко дарквейвовых композиций, в целом относятся к deathrock, то Eva O (Damnation/Ride the Madness) - типичный мрачный, истеричный и при этом жесткий дарквейв.
Наконец, все яркие черты дарквейва - жесткий, местами ломаный, местами динамичный ритм, мрачный электронный саунд, эмоциональный вокал, шизоидный имидж - объединила в себе недавно давшая о себе знать группа Anders Manga (One up for the Dying, 2005), признанная многими журналами открытием года и вошедшая в ряд соответствующих компиляций. Но это единичный случай, по некоторым данным в Германии существует немало групп, ушедших в андерграунд и потому практически неизвестных.
Таким образом, несмотря на развитие готической сцены в электронно-танцевальную сторону, darkwave обнаружил достаточный запас экспрессии и шизофрении, чтобы выжить и продолжать развиваться.
4 Разновидности стиля
Приведенное ниже разделение не является классификацией стиля, делением на подстили или переходные стили. Оно призвано проиллюстрировать разнообразие саунда, влияние других течений, а употребленные термины используются лишь как краткое удобное описание звучания.
4.1 Ethereal darkwave
Ощущение меланхолии… спокойный, мягкий вокал, как правило, идет в сопровождении неспешных электронных пассажей, а также фортепиано, скрипки. Такое звучание близко к этереалу по настроению, но не по используемым музыкальным средствам (этереал, как правило, тяготеет к акустике, этереал-неоклассик - к симфонизму, для дарквейва же характерна электронная основа). Примерами подобной музыки являются Endraum, поздний Goethes Erben (особенно альбом Marionetten), местами Other Day, из отечественных групп, безусловно, Stillife.
Иногда так обозначается и просто медленная музыка с электронным битом - например, исполнители, в творчестве которых есть элементы и darkwave, и ethereal: Aurora (Sutra), In The Nursery, Collide, и т.д.
4.2 Romantic darkwave
Romantic darkwave является современной разновидностью darkwave, возросшей на немецкой почве и объединившей в себе признаки synthpop, "англоязычного" дарквейва и NDT, а также отчасти и ethereal. Наиболее ранним представителем этого направления можно считать Deine Lakaien, хотя сам термин используется, как правило, лишь для характеристики творчества Illuminate. Безусловно, к этому же направлению относятся Diary of Dreams и Diorama.
Характерная черта romantic darkwave - романтичный мужской вокал, чаще всего баритон, который обрамляется мелодичным синтезаторным саундом. Приятная, возвышенная и немного печальная музыка. Лирика достаточно незатейлива, как правило, это романтические образы, темы межличностных отношений, одиночества, а красота лирики заключается именно в ее чувственном исполнении. Можно говорить о меньшем, нежели у классического darkwave, эмоциональном заряде такой музыки, но она притягивает к себе и имеет много поклонников.
4.3 Industrial darkwave, martial darkwave
К дарквейву, как правило, также относят ряд коллективов, представляющие, в действительности, не разновидность дарквейва в вышеозначенном смысле этого слова, а самостоятельное направление, комбинирующее (как в музыкальном, так и в визуальном плане) элементы готики и индастриала. Мы уже упоминали о Die Form, музыка которых безусловно имеет индустриальные корни. Однако популярность этого коллектива связана не столько с музыкой, сколько с шокирующим имиджем и текстами, откровенно связанными с садомазохизмом и прочими сексуальными перверсиями. Амбивалентное сочетание красоты, эротизма и жестокости в духе маркиза де Сада под холодные синтезаторные ритмы завораживает как жуткий сон. Музыкальная составляющая творчества дополняется визуальной, представляющей действительно высокую художественную ценность.
К industrial darkwave можно отнести и Das Ich, по крайней мере часть их альбомов (Staub, Egodram, не говоря уже про ремиксованный материал). Из отечественных коллективов можно упомянуть Das Reut (проект индустриальной группы Reutoff), выдержанный в жесткой дарквейв стилистике.
Наконец, на стыке дарквейва и индастриала звучит музыка, которую характеризуют то как military industrial, то как martial darkwave. Для нее характерна "маршевая" перкуссия, наличие различных семплов, возможно вкрапление тяжелых гитар, элементов дарк-фолка и даже неоклассики. Например, Von Thronstahl (проект Йозефа К, лидера Forthcoming Fire, и Раймонда П, лидера the Days of the Trumpet Call), Predella Avant. Благодаря такому смешению подобную музыку можно отнести и к индастриалу, и к дарквейву.
5. Рекомендуемая музыка:
Darkwave в англоязычном понимании:
Alien Sex Fiend "It - The Album" 1986, "Open Head Surgery" 1992
Forthcoming Fire "Ekhnaton" 1992
Switchblade Symphony "Serpentine Gallery" 1996
Eva O "Damnation/Ride the Madness" 2000, "Damnation/Salvation" 2005
Anders Manga "One Up for the Dying", 2005
Классический немецкий darkwave (Neue Deutsche Todeskunst)
Lacrimosa "Angst" 1990, "Einsamkeit" 1991
Das Ich "Die Propheten" 1991, "Antichrist" 2002
Goethes Erben "Das Sterben ist aestetisch Bunt" 1992, "1.Kapitel"1994, "Nichts bleibt wie es war" 2001
Relatives Menschsein "Ewigkeit" 1993
Sopor Aeternus "Ich Tote Mich" 1994, "Es reiten die Toten so schnell" 2003
Other Day "Secidan" 2001
Samsas Traum "Oh Luna Mein" 2000, "Utopia" 2001
Sanguis et Cinis "Schicksal" 1995
Romantic darkwave:
Deine Lakaien "Winter Fish Testosterone" 1995, "Kasmodiah" 1999
Diary of Dreams "Freak Perfume" 2002, "Nigredo"
Diorama "Her Liquid Arms" 2001
Illuminate "Erinnerungen" 1997
Etherеal darkwave:
Aurora "The Land of Harm and Appletrees" 1993
In The Nursery "Anatomy of a Poet" 1994
Endraum "Zeitenlicht" 1992, "Morgenrote" 1994
Die Verbannten Kinder Eva's "Die Verbannten Kinder Eva's" 1995
Stillife "Remembrance" 2003
Industrial darkwave:
Die Form "Corpus Delicti" 1990, "Ad Infinitum" 1993
Das Ich "Staub" 1994, "Egodram" 1997
Das Reut "Arte de Ben Morire" 2004
Von Thronstahl/The Days of the Trumpet Call split CD 2004
(c) 2005 Red Shadow, Bleubarbe для сайта Russian Gothic [RusGothic.Ru]
Вот так и узнаешь, что Лакримоза и Sopor aeternus теперь именуются дакрвейвом... А то как же, готика уже не модно...
А, вообще, все как обычно, ну надо человеку все классифицировать, вот и получается такая фигня...
@темы: интересности